Сейчас очень популярно раннее развитие ребёнка — в детских центрах, дома, со специально приглашёнными педагогами. Поэтому сегодня хочу поговорить об основных принципах раннего развития, да и развития — вообще.
Известно, что источник активности как взрослого, так и ребёнка, лежит в его потребностях. У детей это (вспоминаем пирамиду Маслоу) – стремление к самосохранению, общению, к положительной самооценке, стремление к познанию, и, наконец, к свободе и самоопределению. Так, малыш стремится к маме, чтобы удовлетворить свою потребность в любви. Просит купить яркую машинку, потому что нуждается в новых впечатлениях. Учится говорить, играть, взаимодействовать с другими, потому что проявляет свою потребность в росте и развитии. При успешной реализации этих потребностей он испытывает целый спектр положительных эмоций – радость, удовольствие, восторг. А в противном случае – разочарование и злость. Отсюда вытекает первый принцип:
Например, ребёнок рисует. Что ему это даёт? – возможность выразить свои эмоции, радость творчества, постепенное совершенствование в технике рисунка. Если ещё и взрослые поддерживают – рост самооценки. Если занятие в коллективе – удовольствие от общения. Так, одно занятие удовлетворяет сразу несколько потребностей. Эта деятельность как бы «насыщается» положительными эмоциями, становится для ребёнка привлекательной – и он сам стремится к ней, самостоятельно выбирая её снова и снова. И если взрослый затем ведёт малыша в изо-студию и при этом грамотно подбирает педагога,
ребёнок с удовольствием её посещает.
И наоборот:
Из моего многолетнего опыта педагога по программе «Скорочтение» могу привести следующий пример: самый большой и кропотливого труд — снова привить ребёнку утерянную любовь к чтению. В том случае, если в начальной школе у него уже сформировалась стойкая неприязнь к этому виду деятельности — когда предъявляемые требования и нормы (норматив скорости, громкое чтение с выражением, др.) становятся, к сожалению, более приоритетными, чем сама атмосфера и положительный тон общения с ребёнком. Оказываясь снова и снова в ситуации неуспеха, ребёнок внутренне бунтует и начинает избегать ситуации различными доступными для него способами – отвлекаться,
зевать, ронять карандаши и ручки, капризничать, в крайнем случае – заболевает.
Всякий человек увлечённо и с энтузиазмом занимается именно тем, что он выбирает сам, по внутреннему побуждению. Всем известны истории, когда после 7 лет учёбы в музыкальной школе (по настоянию родителей), дети больше никогда не притрагивались к инструменту. В случае, если выбор делают родители, причём директивно (например, с уроками: «Не выучишь – не пойдёшь гулять») — нет свободного решения самого ребёнка. Его насильно принуждают, сопротивление растёт пропорционально давлению, задания выполняются без желания и интереса. Качество выполнения падает, отметки – тоже, самооценка понижается, желание окончательно угасает. Замкнутый круг. Самостоятельного мотива учиться у ребёнка не возникает. Этот принцип касается и новомодной привычки родителей платить за оценки. Когда ребёнок делает что-то за плату, а не по собственному побуждению, его требования к этой оплате будут расти, а энтузиазм снижаться. Такое «стимулирование» понижает внутреннюю активность детей.
И напротив, когда ребёнок сам выбирает занятие, то ему интересно, он трудится, проявляет настойчивость и упорство, учится организовывать себя – так рождается внутренняя дисциплина. Поэтому важно беречь и поддерживать спонтанность ребёнка и не навязывать ему своих задач.
М. Монтессори говорила о том, что способность воспитателя определять моменты и меру вмешательства в занятия ребёнка – великое искусство. И это действительно так: вопросы важнее ответов. Вопрос, оставленный без ответа, будет побуждать ребёнка к размышлению и развитию. Даже если вы увидели ошибку – смиритесь с ней, оставьте её на некоторое время без внимания, пусть верное решение ребёнок найдёт сам. Не сразу, через время, но – сам. Задача мудрого взрослого здесь – озадачить, пробудить мысль. И воздержаться от помощи, если ребёнок не просит. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке, ты справишься!» Помогайте только тогда, когда ребёнок действительно не может справиться сам и просит о помощи. Задавайте наводящие вопросы, наталкивая малыша на ответ. Со временем всё больше ответственности за освоение новых действий и нахождение нужных решений передавайте ему. Что здесь может помочь? Внутренне спокойствие взрослого и его вера в ребёнка, в его способность к
росту и развитию.
Если говорить об ответственности не в ракурсе развития, а в ракурсе воспитания, то здесь тот же принцип: позвольте ребёнку ошибаться и нести последствия этой ошибки. Не выучил уроки – пусть получит плохую оценку, не встал сам в школу – пусть опоздает. Не ругайте и не критикуйте ребёнка в этот момент, наоборот – посочувствуйте и помогите понять – как ему организоваться таким образом, чтобы ошибки не повторялись.
Под средой понимается широкий спектр поддерживающих средств – от игрушек, игр и пособий до книг, музыки, семейных бесед и семейной атмосферы. Среда – это те мероприятия и кружки, которые вы посещаете, совместные дела и увлечения, друзья и окружение – ваши и вашего ребёнка. Среда стимулирует собственное развитие ребёнка, обогащая среду, мы делаем шире зону его ближайшего развития. Важно понимать, что, организовывая среду наилучшим образом (игры, пособия, школа развития, спортивная секция), но исключая из неё себя, как близкого и важного для ребёнка человека, вы можете вырастить перфекицониста, отличника, достигателя – с одной стороны, и человека, который не умеет строить отношения, замкнутого, недоверчивого – с другой. Помните, что мир – это в первую очередь отношения, и только потом – результаты деятельности.
И ещё один мой призыв к родителям: дайте детям наиграться. Дети в нашем обществе не успевают этого сделать. Взрослые так спешат подготовить ребёнка к взрослой жизни, «накачать» его всевозможными знаниями, умениями и навыками, что это напоминает садовника, который усиленно тянет цветочек за макушку, чтобы он быстрее подрос. Игра – основной вид деятельности дошкольника (а часто – и младшего школьника). Поэтому знания нужно передавать именно через игру.
Общеизвестный факт, что когда взрослые питают ребёнка эмоционально, они помогают ему развиваться. Мы подпитываем его, когда сообщаем, что он нам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Поэтому любое взаимодействие с ребёнком должно строится только на базе добрых отношений. Со школьных времён мы знаем: если дети любят педагога, то любят и предмет. В совместных занятиях с ребёнком нужно стремиться быть с ним на равных, не давать указаний «сверху». Важно помнить, что тон для детей важнее слов. Сердитый, резкий или строгий тон, недовольство какими-либо действиями ребёнка не должны быть систематическими, иначе они перерастают в неприятие его. Если есть замечания, то их лучше делать на фоне общего одобрения. Замечания, как и запреты, следует озвучивать не до, а после установления с ребёнком тёплых, дружеских отношений. Понятно, что свобода не означает вседозволенность. Однако дети терпимо относятся к запретам, если их не очень много. Поэтому разрешений должно быть гораздо больше.
Уникальная атмосфера – доброжелательности, доверия, увлечённости – делают из ребёнка со-участника и со-творца общей деятельности, где взрослый выступает вдохновляющим примером.
Завершить хочу мыслью о том, что на самом деле этот последний пункт является основополагающим. Хорошие результаты ребёнка – следствие его хороших отношений с окружающими его взрослыми. Поэтому в следующий раз мы поговорим о том – как строить с ребёнком такие отношения.
Колонку ведет:
Оксана Ткачук – психолог, руководитель детского центра развития Advance
Центр развития Advance – это: