"СКОРОЧТЕНИЕ, развитие ПАМЯТИ и ВНИМАНИЯ"
Группа выходного дня: с 9 сентября по 8 октября

«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
С 18 сентября: 2 раза в неделю - ПН и ЧТ

X

Записаться на программу обучения

Тогда приглашаем Вас в наш центр!

Выберите программу

Ваше имя

Ваш E-mail

Ваш телефон


В течение дня мы свяжемся с Вами по телефону или электронной почте.

Как вовремя распознать речевое нарушение

 

В последнее время увеличивается количество детей с нарушениями речи. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютером, чем друг с другом.Но для того, чтобы чему-то обучать детей, взрослому надо поработать над собой. Ребенок воспринимает речь взрослого как образец, а потому взрослый должен говорить, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже способствуют лучшему усвоению речи.В разговоре с ребенком неприемлема быстрая речь. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно (например, не «бибика», а «машина»), используя как детские, так и взрослые слова. Малышу тоже не позволяйте говорить быстро. Речь должны дополнять жесты. Но если малыш вместо речи пользуется только жестами, без слов, не пытайтесь его понимать.

НЕ ПЕРЕГРУЖАЙТЕ его информацией, не ускоряйте развитие. Пока ваш кроха не овладел родным языком, рано изучать иностранный. Всегда рассказывайте ему о том, что видите вокруг. Помните, что все знакомое и привычное вам для малыша любопытно и удивительно. Объясните, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем сидит бабочка. От вас зависит, будет ли ваш малыш развитым.

Прекрасное пособие для развития речи — иллюстрации в книгах, соответствующих возрасту ребенка. Рассматривайте их вместе, говорите о том, что и кто изображен на них. Пусть малыш постоянно отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Вопросы старайтесь ставить с предлогами: «за», «под», «над» и др.

Фольклор — тоже ваш верный помощник. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.

КРИТЕРИИ, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода.

Первый подготовительный – включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа ау, эу), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление – следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата – губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью. К 6-8 месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа ма, па, ба, на, ди (иди), да (дай) и т. п. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Во втором периоде, примерно с 8-9 месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы: «где папа?», «где птичка?». Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации – восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками: а-а-а, у-у-у. Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться (ба-ба-ба, ма-ма-ма) и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово ма-ма. Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа ав-ав (собака), би-би (машина), тик-так (часы).

В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже «пройденным» предметам, пока не «насытится» сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал    оказывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу (мама, дай).

Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной нервной системой первых.
К полутора годам возникает первый период вопросов: «что это?». В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

К 2 годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На 3 году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги через, вдоль и др., а к концу третьего года жизни – соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».

Таким образом, первые слова у ребенка появляются в 10 мес. – 1,5 года, а фразовая речь в 1,5-2года – 3 года. В 3-4 года малыш понимает сложноподчиненные предложения, знает названия цветов, считает в пределах 10-20, слушает длинные сказки. В 4-5 лет ребенок выполняет «инструкции», готов к изучению иностранных слов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы оставить комментарий, решите пример: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.