Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.
Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши – в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.
Если ребенку исполнилось 3 года, он должен уметь говорить фразами.
Малышу нельзя позволять долго и часто сосать соску — это очень вредно. Во-первых, у него формируется высокое небо, которое влияет на развитие правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению, и ребенок начинает общаться только с помощью жестов и мимики.
ПОМНИТЕ об артикуляционной гимнастике — гимнастике для губ, языка и нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
Дыхательная гимнастика тоже важна в становлении речи — чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя).
А в заключение — пожелания родителям. Чаще и больше разговаривайте с ребенком. Чаще обращайтесь к нему с вопросами. Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой?..», «А если бы…», «Придумай слово». Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки. Стимулируйте ребенка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов… Каждое непонятное слово обязательно разъясните, используя словарь.